Сибирская Заимка
ЧК/ГПУ:
кадровая политика
(1920–1924 гг.)
Русско-корякские
отношения в XVIII в.
   zaimka.ru / Архив 1998-2011 гг. / Религия и люди

Спецпроекты:
Konkurs.Zaimka.Ru
Сообщество комьюнитиzaimka

Подписка на новости:
Сервис Subscribe.ru
[описание рассылки]

Религия и люди

№8, 2002:

Софронов В. Ю., Савкина Е. Л.
Деятельность противомусульманской миссии в Тобольской епархии

У любой религии, и у православия в том числе, миссионерская деятельность является едва ли ни самым приоритетным направлением. Со времени продвижения пограничных крепостей на юг Западной Сибири и водворении там русского населения встал вопрос об открытии «противумусульманской миссии»…

zip-архив | прочитать

Софронов В. Ю.
Северное миссионерство глазами современников

О северном миссионерстве написано множество научных статей, защищено диссертаций, но эта тема интересна и поныне. Несомненный интерес представляют собой публикации по названной тематике дореволюционных авторов, некоторые из которых являлись не просто наблюдателями, но и участниками тех давних событий…

zip-архив | прочитать


№5, 2002:

Николаев А. П.
Православная церковь и шаманы в Якутии (XVIII–XIX вв.)

Одним из наиболее интересных социокультурных феноменов, наблюдаемых на постсоветском пространстве, следует признать повсеместное возникновение религиозных объединений, провозглашающих своей целью отправление языческих культов и  пропаганду традиционных верований. На фоне распространения неоязыческих организаций в «исконно православной» Центральной России кажется вполне закономерным устойчивый интерес коренного населения Якутии к шаманизму, о возрождении которого неоднократно объявлялось в последнее десятилетие…

zip-архив | прочитать

Доброновская А. П.
Отделение церкви от государства в Енисейской губернии (1920–1922 гг.)

В ходе модернизации российского общества в начале XX в. получили развитие тенденции, связанные со сменой преобладающего типа личности, а вместе с тем, и типа культуры, с ее превращением из холистской («коллективистской») в «индивидуалистическую». Изменилось и отношение к вопросу вероисповедания. Представители различных социальных слоев населения пытались понять, какими должны быть взаимоотношения государства и религиозных организаций, полагая, что ответ на этот вопрос поможет определить меру свободы личности в выборе той или иной религии, права верующих и атеистов, место и роль религии и церкви в обществе…

zip-архив | прочитать


№1, 2002:

Софронов В. Ю.
Распространение православия в Сибири (XVI—XVII вв.)

Зададимся вопросом: что значило для русского православного человека переселиться на новое место жительства? Это не только физическое его перемещение в пространстве, но и перенос всех тех традиций, обычаев и верований, иначе говоря, мировоззренческих представлений, которые были для него свойственны в тот или иной период. На новом месте православный человек должен был не только заботиться о своем пропитании, безопасности, но и исправлять духовные потребности, то есть молиться, исповедоваться, причащаться и т.п.…

zip-архив | прочитать

Константинова Т. А.
Деятельность православных епископов Иркутской епархии против старообрядцев в конце XVIII — первой половине XIX в. По документам госархива Читинской области.

Целью данной статьи является характеристика архивных документов, раскрывающих конфликтные взаимоотношения старообрядцев с официальной православной церковью, представляемой Иркутской епархией. Документы хранятся в фонде Нерчинского горного правления и Забайкальского областного правления…

zip-архив | прочитать

Николаев А. П.
«Многие лета, Благоверное Временное Правительство!». Якутская епархия, год 1917.

В рубежном для судеб России 1917 году в далекой от главных революционных событий Якутии поступавшие из Петрограда и Москвы сообщения вызывали у населения самую разнообразную реакцию. Исследователями той эпохи достаточно подробно изучено отношение к начавшейся революции царских чиновников, ссыльных, коренных жителей и т.д. Но при этом вне поля научного внимания оказалась небольшая (ок. 1000 человек), но влиятельная социальная группа: духовенство Якутской епархии…

zip-архив | прочитать

Николаев А. П.
Взаимоотношения религиозных объединений и государства в республике Саха (Якутия). 1988—2000 гг.

Социально-экономические потрясения конца XX века в России обусловили актуализацию религии как одного из важных факторов, оказывающих влияние на развитие общества. В этой связи исследование попыток регулирования государством религиозной ситуации в одном из крупнейших субъектов РФ — республики Саха (Якутия) представляется перспективным…

zip-архив | прочитать


№8, 2001:

Скобелев С. Г.
Этноконфессиональные процессы у коренных народов Сибири: историческое наследие и современность (на примере Хакасии)

Традиции, обычаи, весь уклад жизни, и, конечно, религиозные воззрения любого этноса формируются из многих составляющих. Для хакасского народа с его более чем полуторатысячелетней историей было характерно постоянное воздействие на него культур, традиций и религий других народов и цивилизаций…

zip-архив | прочитать


№7, 2001:

Савин А. И.
Меморандум Павлуновского. К вопросу о политике сибирских властей в отношении сектантов в начале 1920-х гг.

Религия — да, но не защита церкви от коммунистов. Именно таким образом, как считает немецкий историк С. Плаггенборг, можно «несколько заостренно» обозначить отношение религиозных масс к судьбе Русской православной церкви в период 1917 — 1922 гг. Относительная пассивность народа, с одной стороны, и осуществленный большевиками разгром ортодоксальной церкви, с другой стороны, свидетельствовали руководству коммунистической партии, что поставленные на этом участке «религиозного фронта» проблемы были успешно решены.

zip-архив | прочитать


№6, 2001:

Савин А. И.
Инфернальный враг. Протестантские церкви в сибирской прессе 1928 - 1930 гг.

Руководство Сибири традиционно рассматривало «сектантство» как одного из главных противников в деревне. Пик «антисектантской» борьбы пришелся здесь на 1928 - 1930 гг., когда в процессе сталинской «революции сверху» по религиозным конфессиям был нанесен мощный удар. В качестве идеологического обеспечения репрессий в прессе была организована широкая кампания, направленная на создание образа врага - сектанта.

zip-архив | прочитать

Туманик Е. Н.
«Бунт» архиепископа Иринея: причины и тайные пружины.

Мы попытались раскрыть истинные причины, подтолкнувшие архиепископа к знаменитому «бунту». Конечно, охарактеризовать в краткой работе личность такого масштаба как Ириней достаточно сложно. Впрочем, верная расстановка акцентов при раскрытии данной интересной темы поможет ее дальнейшей разработке для органического вплетения в контекст истории не только церковной, но и местного управления России николаевской эпохи…

zip-архив | прочитать

Журавель O. Д.
К изучению топики старообрядческой литературы: ситуация «отшествие на безмолвие»

Предмет настоящей статьи - исследование одной из составляющих топики старообрядческой письменности, ситуации «отшествия на безмолвие», типичной для монашествующего старообрядчества. Практика «безмолвия» как части аскетического подвига монахов-отшельников, уединившихся не только от «мира», но и от членов того же монастыря (скита), имеет древнее происхождение. Ее корни восходят ко временам сирийского и египетского монашества. В России этот крайний вид монашеской аскезы известен уже с XI века.

zip-архив | прочитать

Покровский Н. Н.
Русская Православная Церковь в освоении Сибири.

В истории России и древнейших времен распространение православия на восток, в земли, находившиеся вне круга христианских цивилизаций, являлось прочной непрерывной традицией. Эта общая закономерность хорошо прослеживается и в ходе славянской колонизации территорий Урала, Сибири, и Дальнего Востока.

zip-архив | прочитать


№3, 2001:

Бадмаев А. А.
Некоторые новые данные о христианизации предбайкальских бурят.

История насильственной христианизации бурят охватывает период с начала проникновения первых казачьих отрядов в район Предбайкалья (середина XVII века) и длится вплоть до начала XX века. В основе политики христианизации, проводимой Российским государством и Московской патриархией, лежало стремление укрепить свои позиции среди бурят, приобщая их к православному образу жизни, формируя слой православных инородцев, лояльных к власти…

zip-архив | прочитать

Пенович С. В.
Взаимодействие хакасской и русской национальных религиозных традиций с начала XVIII в. по 1917 год.

Как известно, традиции и обычаи формируются из множества составляющих. Многовековая история хакасской культуры - это также плод развития многих цивилизаций, взаимовлияния других народов. Это касается и религиозных представлений…

zip-архив | прочитать


№8, 2000:

Бурыкин А. А., Шарина С. И.
Материалы по шаманству эвенов Якутии в записях А.Сотавалта

Шаманство эвенов почти не изучено, и поэтому любые материалы, связанные с описанием шаманских обрядов эвенов, и в особенности тексты таких ритуалов, представляют значительный интерес для этнографов и лингвистов. К большому сожалению современных исследователей, ныне почти невозможно фиксировать обрядовые тексты при наблюдении обрядовой практики, поэтому любая запись описания обряда или воспроизведение обрядовых текстов по памяти обладают большой ценностью для собирателей и исследователей…

zip-архив | прочитать

Бурыкин А. А.
Тунгусские шаманские заклинания XVIII века в записях Я. И. Линденау.

Предмет настоящей работы составляют текстовые материалы, содержащиеся в двух этнографических описаниях Я. И. Линденау - описании тунгусов, живущих около Удского острога (эвенков), и описании ламутов (эвенов). Эти материалы содержат, как кажется, самые ранние связные тексты на языках эвенков и эвенов…

zip-архив | прочитать

Бурыкин А. А.
Шаманство эвенков глазами русских наблюдателей XVIII века.

Наиболее ранние историко-этнографические источники, сообщающие нам среди прочего сведения по шаманству народов Сибири, еще не исчерпаны и не изучены полностью. При внимательном изучении, а при необходимости и при лингвистической обработке, такие материалы могут стать источником поистине уникальных сведений. Примером здесь могут служить материалы по шаманству эвенков и эвенов, собранные в 40-х годах XVIII века Я. И. Линденау на Охотском побережье…

zip-архив | прочитать


№7, 2000:

Лар Л. А.
Ненецкие шаманы.

…Ненецкие шаманы в течение своей жизни могли пройти несколько посвящений, каждый раз поднимаясь на новую ступень шаманской иерархии, повышая свой статус в обществе. Акт посвящения в шаманский сан имел общественное значение и был большим событием в жизни ненецкого рода…

zip-архив | прочитать


Опубликовано в 1998–1999 гг.:

Скобелев С. Г.
Проблемы религиозного развития у коренных народов Сибири: историческое наследие и современность.

Последнее десятилетие для коренных народов Сибири, как и для большинства населения бывшего СССР, стало периодом серьезных трансформаций в мировоззрении. Наиболее характерным явлением был стремительный рост национального самосознания, что проявилось в желании людей лучше узнать свою историю, культуру, язык, традиции и обычаи. Одновременно, ясно обрисовались тенденции возврата к традиционным культурным ценностям, и в первую очередь, в сфере религиозных воззрений…

zip-архив | прочитать

Скобелев С. Г.
Умай и Дзерасса - богини-сестры.

Явное скифское наследие, вернее, наследие скифо-сибирской культурной общности, у двух родственных, но уже достаточно разных народов помогает изучать их мировоззрение путем поиска сходств друг у друга…

zip-архив | прочитать

Покровский Н. Н.
Соборные постановления старообрядцев-часовенных востока России XVIII-XX вв. как исторический источник.

Археографические экспедиции новосибирских, а затем и екатеринбургских ученых сделали доступным для научного анализа массив документов канонического права, созданных в старообрядческих общинах востока России за последние три столетия. Эти вновь выявленные источники являются глубоко традиционными - обычай принятия «соборных постановлений», обязательных для членов одной общины, группы общин, всего конфессионального объединения присущ христианской цивилизации с момента ее возникновения. Он связан с важнейшим принципом соборности церкви, провозглашенным христианским Символом веры…

zip-архив | прочитать

Зольникова Н. Д.
«Свои» и «чужие» по нормативным актам сибирских староверов-часовенных.

Осознание себя, своей общности в противопоставлении чуждому миру, попавшему во власть дьявола, было изначально присуще старообрядчеству и связано с некоторыми традициями средневековой, в том числе и русской, культуры…

zip-архив | прочитать

Зольникова Н. Д.
Советская социальная защита в оценках енисейских староверов (1960-е - 1980-е гг).

Проблемы контактов старообрядческой культуры, ориентированной на традиции прошлого, с цивилизацией нового и новейшего времени не раз уже попадали в центр внимания филологов, историков, этнографов и культурологов. Понятно, насколько ученый зависит здесь от характера своих источников. В нашем распоряжении оказались материалы чрезвычайно редкие: подборка писем…

zip-архив | прочитать

Новиков А. В.
Канисовые в изобразительном искусстве древнего населения таежной зоны Западной Сибири.

…Можно предположить, что литые изображения волков (собак) в мифологической картине мира их изготовителей являлись персонифицированными образами сил зла и тьмы, которые, вступая в противоборство с силами добра и света, терпят в нем поражение…

zip-архив | прочитать

Акишин М. О.
Побратался поп с шайтаном… Православные идолопоклонники в Сибири XVIII века.

…Нелегкая участь выпадала на долю православного священника и двух-трех церковнослужителей в ясачной волости, удаленной от ближайших русских поселений на сотни верст. Обращенные в православие "иноверцы", как доносил в Синод митрополит Антоний, были "некрепки" новой вере, и священник вполне резонно мог опасаться насильственной смерти от беспокойной паствы. Но даже если новокрещены были "мирными", русских "церковных людей" отнюдь не вдохновляло прозябание в приполярной тундре и тайге на скудном "государеве жалованье".

zip-архив | прочитать

Алексеев Н. А.
Якутская мифология и шаманы.

…Анализ имеющихся записей якутских мифов показывает, что одним из основных постулатов шаманизма являлась вера в существование духов абаасы верхнего и нижнего миров. Эта вера не была оформлена в виде самостоятельных мифов, так как считалось, что о происхождении и жизни этих грозных существ знали лишь шаманы. Рядовые верующие считали, что даже простое упоминание о духах абаасы чревато опасностью…

zip-архив | прочитать

 
Вернуться к началу страницы  

Искать в журнале Искать в интернете
© «Сибирская Заимка», 1998–2012