Сибирская Заимка
Судебная система сибирской контрреволюции…
Государственная символика «белой» Сибири…
   zaimka.ru / Архив 1998-2011 гг. / Освоение Сибири / …№3, 2000  

Спецпроекты:
Konkurs.Zaimka.Ru
Сообщество комьюнитиzaimka

Подписка на новости:
Сервис Subscribe.ru
[описание рассылки]

Влияние природной изолированности на освоение Тувинской котловины

Потахин С. Б., Иванов А. Ю.

ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

 Поделитесь с друзьями:

Характерной чертой межгорных котловин является их изолированность горным обрамлением от соседних территорий. Котловины, изоляция которых нарушена широкой долиной реки, являющейся удобной трассой освоения, при наличии других благоприятных природных факторов быстро заселялись различными народами и подвергались хозяйственному освоению (например, Минусинская, Баргузинская и другие). В ряде котловин основная водная артерия выходит за пределы межгорно-котловинного комплекса через узкие трудно или совершенно непроходимые каньоны, в частности, для Тувинской котловины — через Саянский каньон в верхнем течении Енисея. В данном случае основная трасса освоения межгорных котловин по долине главной реки почти полностью теряет свое значение. Поэтому котловины, подобные Тувинской, как правило, осваивались через горные перевалы.

Рассмотрим влияние природной изолированности меежгорный котловин на процесс освоения на примере Тувинской. Северной границей Тувинской межгорной котловины, состоящей из трех более мелких котловин: Улуг-Хемской, Хемчикской и Турано-Уюкской (районирование по Б. Н. Лиханову [l]) служат отроги Западного Саяна и хребта Академика Обручева. На востоке граница проходит по oтpoгам Восточного Танну-Ола (горы Саргалык-Тайга), на юге — по хребту Цаган-Шибэту и Западному и Восточному Танну-Ола, на западе — по Шапшальскому хребту. Для высокогорного эрозионного рельефа горного обрамления Тувинской котловины характерна очень глубокая глубина вреза гидрографической сети, достигающая 1000 метров. Узкие долины рек имеют крутые скалистые склоны, что придает им характер труднопроходимых каньонов.

Горные хребты, как и крупные реки, моря, пустыни, играли роль естественных рубежей, влияющих на расселение, хозяйственную деятельность и контакты первобытных племен. «В дальнейшем, — отмечает В. И. Козлов, — с ростом материального производства этнографическая роль естественных рубежей стала уменьшаться» [2, c.91], и они в некоторых случаях становились путями сношении и трассами освоения. Хребет Танну-Ола, имеющий в отличие от Саян, меньшую высоту и более доступные перевалы, не был значительной природной границей и являлся основные «воротами» в Тувинскую котловину. "Поэтому, — считает В. А. Обручев, — в смене веков Урянхайский край (Тува. — С.П., А.И.) заселялся народами с юга, со стороны Монголии [3, с.260]. С этим высказыванием можно согласиться лишь частично. Действительно, начальное освоение котловины, относящееся к заключительным стадиям раннего палеолита, происходило со стороны южных склонов хребта Танну-Ола, через его перевалы и далее по долинам рек Чадан и Торгалык [4]. Но в дальнейшем, несмотря на сложность саянских перевалов, проникновение новых народов в Тувинскую котловину происходило и с севера. Свидетельством этого являются петроглифы в Саянском каньоне Енисея и на Улуг-Хеме, датируемые VII — III вв. до н.э. и более поздним временем [5, 6]. В древнетюркский период истории Тувы, начиная с VI века, племена, обитавшие на Енисее, проникали в котловину через Саянский хребет по Арбатской (Хемчикской) тропе и далее по реке Ак-Суг [7]. В XI веке войска древнекыргызского государства Хагас, находившегося в Минусинской котловине, перейдя через саянские перевалы, покорили население Тувы. В средневековье в долине Хемчика скрещивались караванные пути в Северо-Западную Монголию, на Алтай и в Хакасию (Минусинскую котловину) [8]. Пути монгольских завоеваний и маньчжурской колонизации проходили через перевалы Танну-Ола. «Ни окружающие Туву горные хребты, ни другие преграды, воздвигнутые природой, — подчеркивает Р. М. Кабо, — не помешали ей находиться и непрерывном и длительном общении с лежащими от нее на север и юг областями» [9, с.59].

С конца XIX столетия началась русская крестьянская колонизация Урянхайского края. Сначала староверы и купцы, а затем русские крестьяне проникали через таежные хребты Саян, Усинскую котловину в Турано-Уюкскую котловину и далее через Уюкский хребет — в долины Бий-Хема, Ка-Хема, Улуг-Хема и Хемчика. Выпадение снегов на перевалах и другие причины являлись серьезными преградами для крестьян-переселенцев. Д. А. Клеменц отмечал: «… перевалов из Сибири в верхний Енисей числится немало, но это все большей частью звериные тропы, которыми иногда затрудняются пользоваться даже охотники» [10, л.20 об.]. Трудность сообщения по Енисею из-за быстрого течения, большого количества порогов и неравномерности замерзания неоднократно отмечали многие исследователи Урянхайского края, например, В. М. Родевич [11], Н. В. Терентьев [12]. Сплав через Большой порог по Енисею продолжался от 3 до 12 дней, за лето удавалось проводить до 40 плотов [12].

Наиболее интенсивно использовалась Усинская тропа, начинавшаяся в 100 верстах от Минусинска, у деревни Григорьевка. Но движение по ней было возможным лишь верхом с небольшим количеством груза в течение 3,5 месяцев — июня, июля, августа и половины сентября. Восточный Урянхай сообщался с Минусинском через Амылинскую горную тропу, доступную тоже лишь летом. Гораздо реже использовался путь Арбаты — Хемчик, имевший местное значение. Экономические и политические интересы России в начале XX столетия способствовали дальнейшему хозяйственному освоению Тувы, но из-за отсутствия удобных путей сообщения через Саяны оно происходило довольно медленно. Выходом послужило строительство Кусинского тракта, трасса которого прошла по пути первых русских переселенцев. «Край только тогда может быть вполне приобщен к империи, — отмечалось в рапорте Заведующего устройством русского населения в Урянхае за 1914 год, — когда будет окончена Усинская колесная дорога…» [13, л. 60].

В настоящее время экономические связи Тувы с другими частями страны и внутри республики осуществляются в основном автомобильным транспортом и частично — речным и воздушным. Первостепенную роль играют Усинский тракт и шоссе Ак-Довурак — Абакан. Перспективы развития производительных сил и освоения природных богатств республики зависят от совершенствования ее транспортной системы. В будущем для транспортных нужд намечается использование Саяно-Шушенского водохранилища. Проектируется строительство железной дороги. Сооружение и введение ее в эксплуатацию поможет решить многие хозяйственные задачи, одновременно увеличив экологические проблемы.

Развитие хозяйства, упрочнение экономических связей (при учете природных особенностей территории) будут являться основами дальнейшего рационального хозяйственного освоения Тувы, трассами которого останутся пути, используемые населением котловины на протяжении многих веков.

Литература:

  1. Лиханов Б. Н. О физико-географическом районировании Тувинской автономной области // Изв. AН СССР. Сер. географ. — 1956. -ї5.
  2. Козлов В. И. Этнос и территория // Советская этнография. — 1971. — ї 6.
  3. Обручев В. А. Естественные богатства Танну-Тувинской республики и степень изученности последней // Новый Восток. -1926.
  4. Астахов С. Н. Палеолит Тувы. — Новосибирск: Наука, 1986.
  5. Дэвлет М. А. Петроглифы Улуг-Хема. М.,1976.
  6. Дэвлет М. A. Петроглифы на кочевой тропе. М., 1982.
  7. Длужневская Г. В., Овчинникова Б. Б. Кочевое население Тувы в раннем средневековье // Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл, 1980.
  8. Кызласов Л. Р. Памятники мусульманского средневековья в Туве // Советская археология. — 1963. — ї 2.
  9. Кабо P. M. Очерки истории и экономики Тувы. Ч.1. Дореволюционная Тува. M.-Л. 1934.
  10. Архив востоковедов Ин-та востоковедения РАН. Ф.28. Оп.1. Д. 5.
  11. Российский государственный исторический (РГИА). Ф.193. Оп.1. Д.18.
  12. РГИА. Ф.391. Оп.5. Д. 1393.
  13. Центральный государственный архив Республики Тува. Ф.112. Оп.1. Д.3.

Опубликовано в Вестнике Ленинградского университета.
Сер.7. — 1991. — Вып.1 (ї7). — С.118 — 120

Поделитесь ссылкой с друзьями:
Сервис комментариев работает на платформе Disqus

 
Вернуться к началу страницы  

Искать в журнале Искать в интернете
© «Сибирская Заимка», 1998–2012